Новости

  • »
  • »

Неудачный прием.
Ситуации, когда можно не платить за визит к частному врачу

Если пациент не получил ответы на свои вопросы у доктора в частной клинике, а врач общался ненадлежащим образом, то деньги за прием можно вернуть, рассказали эксперты aif.ru. Но это правило может сработать не всегда.
«Одного только субъективного недовольства пациента может быть недостаточно для возврата денег за прием, — предупреждает юрист, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов. — Но если врач допустил явные нарушения этики, не предоставил необходимую информацию или его действия привели к негативным последствиям, это серьезный повод для разбирательств».

Пациент имеет право получать информацию о состоянии своего здоровья, а врач на приёме должен предоставлять её в доступной форме. Кроме того, ориентирами для пациента в доказательстве своей правоты могут стать стандарты медпомощи, уточняет адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Легис Виа» Кристина Высоцкая. В них есть перечни диагностических, лечебных медицинских услуг, используемых лекарственных препаратов и медицинских изделий. Требования к качеству первичных консультаций могут устанавливаться и клиническими рекомендациями.

«Например, в клинических рекомендациях „Биполярное аффективное расстройство“ в числе критериев оценки качества первичной медико-санитарной помощи взрослым указана первичная консультация врача-психиатра, — говорит эксперт. — Врач должен выполнить клинико-психопатологическое обследование, включая сбор анамнеза и оценку опасности пациента для себя и окружающих. Тут стиль общения врача, его личное мнение и оценки не входят в стандарты оказываемой медицинской помощи. Если пациент все-таки недоволен тем, как прошел прием, он может подать жалобу руководству клиники, хотя это и не всегда может быть основанием для немедленного возврата денежных средств».

Как вернуть деньги за врачебный прием?

Закон о защите прав потребителей позволяет пациенту требовать:
  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги;
  • отказа от исполнения договора об оказании услуги и полного возмещения убытков.

Шаг первый: собрать все документы, подтверждающие факт получения услуги и ее оплаты. Это может быть договор на оказание медицинских услуг, кассовый чек, квитанция об оплате, выписка из медицинской карты, а также любые записи или заметки, сделанные во время консультации. Если есть свидетели произошедшего, их показания также могут быть полезны.

Шаг второй: составить письменную претензию на имя руководителя медицинской клиники. В ней нужно объяснить, что было не так с консультацией: когда и где была оказана услуга, что именно не устроило в консультации врача (например, недоступность объяснений, оценочные суждения, отсутствие ответов на вопросы), и четко сформулировать требование о возврате денежных средств. В претензии следует сослаться на статьи закона о защите прав потребителей и приложить копии всех собранных доказательств. Важно указать свои контактные данные и банковские реквизиты для перечисления средств.
«Претензию следует подать в двух экземплярах, — говорит Кузнецов. — Один экземпляр передается в клинику, при этом на втором экземпляре, который остается у пациента, должна быть поставлена отметка о принятии (дата, подпись, должность принявшего сотрудника). Если клиника отказывается принимать претензию, ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это обеспечит доказательство факта отправки и получения претензии. По закону медицинская организация обязана рассмотреть претензию и дать ответ в течение десяти дней с момента ее получения. В случае отказа или отсутствия ответа в установленный срок пациент имеет право обратиться в региональный Минздрав и Роспотребнадзор».

Шаг третий: оформление судебного иска. Тут можно требовать не только возврата уплаченных за услугу денег, но и компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Это 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
«Для успешного исхода дела в суде может потребоваться независимая медицинская экспертиза, которая подтвердит некачественность оказанной услуги, — добавляет Высоцкая. — Своевременное и правильное оформление всех документов значительно увеличивает шансы на успешный возврат денег. Не стоит бояться отстаивать свои интересы, ведь закон на стороне добросовестного пациента».