Для установления причинно-следственной связи необходимо проведение комплексного расследования, в частности, проводится экспертиза, позволяющая более полным образом установить причинно-следственную связь неблагоприятного последствия и действий мед. работника.
Экспертами устанавливается фактическая причинно-следственная связь, которую можно обозначить следующим образом: патологические процессы – причина смерти – исход.
При физическом причинении вреда суть причинной связи состоит в том, что противоправное поведение медицинского работника вызывает в организме патологические процессы, влекущие негативные для пациента последствия.
Пример: после введения окситоцина с нарушением предусмотренной дозировки после операции по оперативному родоразрешению у женщины развилась тяжелая индивидуальная реакция, вызвав кардиопульмональный шок с рефрактерным течением, приведший к смерти.
При нефизическом причинении вреда причинно-следственная связь может выражаться в неверном диагнозе, тактике лечения. Т.е. поведение медицинского работника не прерывает (хотя должно и может прервать) патологические процессы, вызванные иным явлением (например, болезнью) и влекущие наступление смерти или вреда здоровью:
Пример: врач-гематолог не провела заместительную терапию тромбоцитарной массой в период развития аплазии костного мозга у несовершеннолетнего при наличии к тому абсолютных показаний, что способствовало развитию имеющейся фактической причинности, то есть привело к прогрессированию геморрагического синдрома, повлекшего смерть.
В случае бездействия (непринятие должных мер при госпитализации либо отказ в ее проведении) фактическая причинная связь между действиями врача и наступившими последствиями отсутствует – здесь мы говорим о предписываемой юридической причинной связи. Это характерно для состава, предусмотренного ст. 124 УК РФ – неоказание помощи больному.